8 декабря 2018 г. психоаналитическая научно-практическая конференция «Психоаналитические концепции психозов» .

Дидактические единицы учебного плана программы профессиональной переподготовки "Современный психоанализ, психоаналитическая психотерапия, психоаналитическое консультирование"

 

Учебный план включает следующие дидактические единицы:

 

I. Психоаналитические концепции.

Введение в профессию. Введение в область практической психологии, клинической психологии и психоанализа, психотерапии и психологического консультирования. З.Фрейд – основатель психоаналитического метода – психоанализа, психоаналитической науки и практики. Базовые психоаналитические концепции, школы и направления. Психоаналитическое движение в мире и современной России. Сущность, структура и содержание программы профессиональной переподготовки и ее значение в будущей деятельности психоаналитика, психотерапевта, консультанта.

История психоанализа. История зарубежного психоанализа. Источники возникновения психоанализа. З.Фрейд – основоположник психоаналитического учения, движения, теории и практики. Соратники З.Фрейда (В.Штекель, А.Адлер, К.Г.Юнг, Ш.Ференци, Дж.Джонс, К.Абрахам, М.Эйтингон, О.Ранк, В.Райх). История психоанализа в Австрии, Германии, Венгрии, Швейцарии, Франции, Великобритании, США и др. странах мира (Латинская Америка, Европа, Азия). Этапы развития мирового психоанализа и психоаналитическое движение. История российского психоанализа. Характеристика периодов истории российского психоанализа (по В.И.Овчаренко): Просветительский; Адаптационный; Дезинтеграционный; Институциональный; Латентный; Билатеральный; Интеграционный. Современное состояние российского психоанализа. Психоаналитические общества, институты, центры. Стади-группы МПА.

Классические концепции психоанализа. Метапсихология психоанализа. Теория инстинктов. Теория сновидений. Психосексуальность и психосексуальное развитие. Теории развития. Теория травмы. Теория вытеснения и других защитных механизмов. Теория страха и тревоги. Теория символобразования. Теория регрессии. Теория конфликта. Теория психопатологии обыденной жизни. Психоанализ юмора. Топографическая модель психики и структурная модель личности. Прикладной психоанализ.

Школы современного психоанализа. Объект-теории. Концепции Эго-психологии. Психология самости. Теории М.Кляйн и У.Биона. Теории французского психоанализа. Гуманистический и экзистенциальный психоанализ. Психосоматический подход в психоанализе. Структурный психоанализ Ж.Лакана.

 

II. Психоаналитическая психопатология. Общая психопатология. Неврозы и невротические реакции. Нарушения личности. Психозы, психотический уровень нарушений. Психоаналитическое понимание пограничных (border-line) расстройств. Психоаналитическое понимание зависимостей. Техника и особенности психоаналитического лечения различных видов психопатологии.

 

III. Психоаналитическая психотерапия.

Индивидуальная психотерапия. Психоаналитическое интервью. Начало психотерапии. Психоаналитический сеттинг. Анализ сопротивления и защит. Перенос и контрперенос. Техника толкования сновидений. Психоаналитический процесс: психоаналитические техники и неаналитические процедуры. Завершение психоаналитической психотерапии. Критерии эффективности психоаналитической психотерапии. Практические проблемы психоаналитической психотерапии. Практикум по технике индивидуальной психоаналитической психотерапии. Супервизионная практика в психоаналитической психотерапии.

Другие виды психоаналитической психотерапии. Экспрессивная психоаналитическая психотерапия. Поддерживающая психоаналитическая психотерапия.

Детский психоанализ. История детского психоанализа. Основные психоаналитические теории психического развития в детском психоанализе. Классификации психических расстройств в детском и подростковом возрасте с точки зрения психоанализа. Этиологические факторы в процессе развития ребенка. Симптомы в процессе развития ребенка. Лечебные методы в детском психоанализе. Норма и патология в детском психоанализе. Психотерапевтические подходы в детском психоанализе. Особенности психотерапевтической техники при различных психических расстройствах детского и подросткового возраста. Профилактика и исследования в детском психоанализе. Практикум по детскому психоанализу. Супервизорская практика в детском психоанализе – разбор психотерапевтических случаев.

Групповой психоанализ. История возникновения и развития группового психоанализа. Показания и противопоказания к групповому психоанализу. Техники в групп-аналитической психотерапии. Основные методы группового психоанализа. Аналитическая группа как средство диагностики. Факторы воздействия группового психоанализа. Функции руководства группой. Групп-аналитическая ситуация. Типичное развитие аналитических групп. Супервизия с групп-аналитической точки зрения.

Семейная психоаналитическая психотерапия. Определение, классификация теоретических подходов, измерения, формы, показания и противопоказания, цели, задачи, основные механизмы лечебного действия, этапы, длительность, частота сеансов, методики (техники), организация, оформление кабинета, ошибки в семейной психотерапии и роль, профессиональная этика семейного психотерапевта. Модель семейной психоаналитической психотерапии. Теоретические конструкты модели, показания и противопоказания, цели, задачи, этапы и их содержание, неаналитические приемы и психоаналитические техники, специальные техники, сеттинг семейной психоаналитической психотерапии и требования к семейному психоаналитическому психотерапевту. Практикум по семейной психоаналитической психотерапии. Супервизорская практика, разборы психотерапевтических случаев.

 

IV. Психоаналитическое консультирование.

Концепции психологического консультирования. Цели, задачи, замысел психоаналитического консультирования. Основные этапы психоаналитического консультирования и их содержание. Техники психоаналитического консультирования. Практикум психоаналитического консультирования (разбор случаев и супервизии психоаналитического консультирования.).

 

V. Специальные дисциплины.

 

Аналитическая психология и психотерапия. Основы Аналитической психологии. Структура психического. Пространство архетипов. Эго и Персона. Симптом и комплекс. Типология личности в аналитической психологии. Динамические аспекты психологии личности. Мужское и женское бессознательное. Отцовство, материнство, детство, семья. Психология мифа. Дух и Самость. Специфика аналитической психотерапии. Индивидуация и личность аналитика. Сопротивление и контрсопротивление. Архетипы, внутренние и внешние объекты. Перенос, контрперенос и межличностные отношения. Сон, сновидения, фантазирование. Аналитический процесс и индивидуация. Основные принципы работы в технике Игровой Песочной Терапии

 

Сексология в психологической и психоаналитической практике. Сексология как наука, специальность и практика. Основные понятия сексологии. Половое размножение, эволюционная роль. Психосексуальное развитие – первый этап. Второй этап психосексуального развития. Третий этап психосексуального развития – становление ориентаций. Сексуальная зрелость. Супружеские, партнерские и сексуальные отношения. Сексуальная инволюция. Гендерные различия. Сексуальные перверсии (парафилии), девиации и предпочтения. Диагностика, консультирование и коррекция.

 

Психодиагностика. Особенности психодиагностики в процессе психотерапии. Разработка, адаптация и использование методик. Комплексная диагностика личности. Диагностика апперцепции. Цветовая психодиагностика. Графические и графологические психотехнологии. Психогеометрическая диагностика. Психосемантическая диагностика.

 

Экстремальная психология. Поведение в экстремальных ситуациях. Понятие «экстремальность». Экстремальная ситуация. Психогенный характер экстремальных ситуаций. Классификация ситуаций. Паттерны поведения в экстремальных ситуациях. Проблемы критических ситуаций. Психология групп в экстремальных ситуациях. Экстремальные условия жизнедеятельности и профессиональных требований. Концептуальные походы к психической травме, утрате, горю, адаптации. Психотравматология. Психическая травма. Травматический стресс. Экстремальный стресс. Проблема утраты. Виды утраты. Психологическая помощь в ситуации утраты близкого человека. Горе. Представления о динамике переживания горя. Организация психокоррекционной помощи лицам, попавшим в экстремальную ситуацию. Комплексная помощь пострадавшим в экстремальных ситуациях. Групповые и индивидуальные формы психологической помощи. Психоаналитическая психодиагностика. Психоаналитическая концепция защит и ее роль в психоаналитической диагностике. Психотическая структура. Пограничные состояния. Нарциссическая структура. Психосоматические расстройства. Психологическая помощь пострадавшим на разных стадиях развития ПТСР. Стратегии работы с пострадавшими в ЧС. Направления психологической помощи пострадавшим детям и их родителям. Оказание психологической помощи специалистам, участвующим в ликвидации экстремальной ситуации.

 

Конфликтология. Общая характеристика конфликтов. Типичные причины конфликтов. Условия и способы предупреждения конфликтов. Методы диагностики индивидуальной и групповой конфликтности. Анализ реальных конфликтных ситуаций и способы их профилактики.

 

 

*** Программа опирается на уникальную, единственную в России полную библиографию психоаналитической литературы на русском языке и библиотеку иностранных источников Русского психоаналитического общества, а также собственную коллекцию видеофильмов, созданных на основе научных семинаров, workshop, всероссийских и международных психоаналитических симпозиумов, конференций РПО.


 
 

© Русское психоаналитическое общество, 2005-2016. Все права защищены. Тел. +7 (495) 691-71-16, E-mail: arbat_rps@mail.ru